Группы участников и разрешения

ПРИМЕЧАНИЕ:
Prof hydra.svg Эта статья представляет собой техническое описание групп участников и разрешений.
Если вам интересно более простое их описание, нажмите сюда.

Настройки разрешения на различных вики-проектах могут различаться, но стандартная установка MediaWiki имеет несколько разных разрешений. Наиболее заметными являются разрешения администратора и бюрократа. У Gamepedia также есть дополнительная группа разрешений — страж вики. Бюрократы (и равные им группы, такие как глобальные бюрократы) являются единственной группой участников, способной назначать права другим участникам.

Список разрешений содержит перечень всех возможностей, доступных различным группам участников. Полный список групп можно найти здесь.

Политика «мягкой безопасности»: разрешений не существует[править | править код]

Вики-проекты обычно настроены на свободное и открытое редактирование, означающее, что любой может править страницы, чаще всего, даже не имея аккаунт. Это возможно только потому, что вики-проекты имеют своего рода «мягкую безопасность». Благодаря тому, что отслеживать изменения и откатывать страницы до предыдущих версий очень просто, вики-проекты вовсе не нуждаются в серьёзных ограничениях.

Разрешений не существует и каждый является администратором. Вам не нужно разрешение на редактирование, так что не бойтесь и правьте смело!

…по крайней мере, такова теория. На деле же присутствуют и зловредные участники, поэтому MediaWiki предоставляет множество связанных с разрешениями возможностей.

Базовые права[править | править код]

Ниже перечислен список прав, доступных всем просматривающим и правящим вики-проекты Gamepedia, независимо от того зарегистрированы они или нет:

Права

  • ⧼right-comment⧽ (comment)
  • Геокодирование (geocode)
  • Использование API для записи (writeapi)
  • Отображение вкладки «Править» для страниц, редактируемых при помощи формы (viewedittab)
  • Правка собственных личных данных (например, адрес электронной почты, настоящее имя) (editmyprivateinfo)
  • Правка страниц (edit)
  • Просмотр своего списка наблюдения (viewmywatchlist)
  • Просмотр собственных личных данных (например, адрес электронной почты, настоящее имя) (viewmyprivateinfo)
  • Просмотр страниц (read)
  • Редактирование своего списка наблюдения. Некоторые действия будут добавлять страницы даже без такого права. (editmywatchlist)
  • Редактирование своих пользовательских CSS-файлов (editmyusercss)
  • Редактирование своих пользовательских JavaScript-файлов (editmyuserjs)
  • Редактирование собственных настроек (editmyoptions)
  • Создание новых учётных записей участников (createaccount)
  • Создание страниц обсуждений (createtalk)
  • Создание страниц, не являющихся обсуждениями (createpage)

Зарегистрированные участники[править | править код]

Зарегистрированные участники имеют несколько прав, которых нет у невошедших в аккаунт участников. К ним относятся переименование страниц и загрузка файлов. Ниже перечислены все права зарегистрированных участников:

Права

  • Добавление и удаление произвольных меток на отдельных правках и записях в журнале (changetags)
  • Загрузка файлов (upload)
  • Замена файлов из общих хранилищ локальными (reupload-shared)
  • Обход автоматической блокировки узлов сети Tor (torunblocked)
  • Отметка изменений как малых (minoredit)
  • Отправка электронной почты другим участникам (sendemail)
  • Очистка кэша страницы (purge)
  • Перезапись существующих файлов (reupload)
  • Переименование корневых страниц участников (move-rootuserpages)
  • Переименование страниц (move)
  • Переименование страниц категорий (move-categorypages)
  • Переименование страниц с их подстраницами (move-subpages)
  • Переименование файлов (movefile)
  • Позволить стать смотрителем вики по заявке (claim_wiki)
  • Правка страниц (edit)
  • Применение меток вместе со своими правками (applychangetags)
  • Просмотр журнала спам-листа (spamblacklistlog)
  • Просмотр страниц (read)
  • Редактирование модели содержимого страницы (editcontentmodel)
  • Редактирование нескольких страниц с использованием электронной таблицы (multipageedit)
  • Редактирование своих пользовательских JSON-файлов (editmyuserjson)
  • создание новых семантических классов (createclass)

Из нестандартных расширений

WebChat

  • ⧼right-webchat⧽ (webchat)

После регистрации участники также добавляются в неявную группу автоподтверждённых участников. Участники в этой группе могут редактировать полузащищённые страницы, изменять спрайты, игнорировать капчу при добавлении внешних ссылок, переименовывать страницы без оставления перенаправлений, а также не подвержены ограничению скорости на IP-адрес.

Администраторы и стражи вики[править | править код]

По умолчанию MediaWiki предоставляет дополнительные возможности для группы доверенных участников, называемых администраторами (исторически известные как «сисопы» (от англ. sysops) и называемые так в кодовой базе). На Gamepedia также существует другая группа администраторов вики, известная как стражи вики. Значение их роли не должно сильно превышаться, так как каждый может принять участие в редактировании страниц и даже провести полную реорганизацию вики. Дополнительные возможности, данные администраторам и стражам вики, предназначены для разрешения диспутов, исправления основных технических проблем и предотвращения вандализма.

Кто является администратором или стражем вики?[править | править код]

Узнать о том, кто является администратором на данной вики можно здесь, а стражем здесь, и выбрав администратора или стража в выпадающем списке.

Что могут делать администраторы и стражи вики?[править | править код]

Они имеют ряд дополнительных возможностей, полный список которых можно просмотреть здесь. Основными из них являются:

Установка и снятие защиты страниц, а также редактирование защищённых страниц
Защита страницы предотвращает редактирование страницы обычными участниками. Существует несколько причин для защиты определённой страницы. Подробнее о защищённых страницах читайте здесь.
Удаление и восстановление страниц
Страницы могут быть удалены, чтобы обычные участники не могли получить к ней доступ (даже через историю страницы). Обычные участники не могут удалять страницы. Подробнее об удалении страниц читайте здесь.
Блокирование и разблокирование участника или IP-адреса
Участники вики-проектов могут быть заблокированы, что полезно при избавлении от назойливых вандалов. Участники идентифицируются по имени пользователя или по IP-адресу и могут быть заблокированы навсегда или временно, чтобы дать им «остыть». Подробнее о блокировках читайте здесь.
Патрулирование и просмотр метки непатрулированных правок
Это способ согласования администраторов для гарантии проверки каждой правки на вики доверяемыми участниками. Подробнее о патрулировании читайте здесь.
Редактирование в пространстве имён MediaWiki
Возможность редактировать в пространстве имён MediaWiki, чтобы изменить интерфейс или локализацию.

Бюрократы[править | править код]

Ещё одним уровнем разрешений в стандартной установке MediaWiki является группа бюрократов. Обычно основатели вики-проектов приписывались к этой группе, но на Gamepedia мы, сотрудники, по большей части берём эту роль на себя. Роль бюрократа может быть выдана администраторам от менеджеров вики на индивидуальной основе с предпосылками на рассмотрение этого вопроса в виде демонстрации надёжности администратора и согласия других администраторов.

Основным отличием бюрократов от администраторов и стражей вики является возможность повышать участников до администраторов и понижать их до обычных участников. Они также могут повышать до (и понижать с) бюрократа, автопатрулируемого, бота и прочих (см. следующий раздел). В дополнение к изменению групп участников, бюрократы могут скрывать изменения (см. удаление изменений).

Назначение разрешений[править | править код]

Назначение разрешений — это выдача или изъятие у участника дополнительных прав в рамка вики-проекта. Для этого нужно зайти на служебную страницу прав участника и добавить его в группу, имеющую определённые права, или удалить из неё. Учтите, что это действие тоже требует особого разрешения. Обычно только сотрудники Gamepedia имеют необходимое разрешение для этого, но, если на вики есть бюрократы, то назначать разрешения могут и они.

Повышение участника до администратора или бюрократа[править | править код]

Назначение прав через страницу Служебная:Управление правами.

Служебная страница прав участника позволяет (при наличии доступа) назначить группы участнику. Обычным делом является назначение участника в группу администраторов, что даст ему различные дополнительные права, такие как удаление страниц и блокировка участников (подробнее см. выше)

Выдача подобных прав подразумевает, что вы доверяете участнику, как в плане отсутствия с его стороны злых намерений, так и в плане его компетентности в вопросе знаний устройства вики и общении с сообществом. Людям, желающим стать администраторами, стоит внимательно изучить данную статью. Тем не менее стоит отметить, что действия администратора могут (почти) полностью отменить другие администраторы, поэтому хорошей идеей будет выдать данные права нескольким участникам, чтобы:

  • Распределить нагрузку ежедневных администраторских действий, таких как блокирование вандалов и удаление страниц;
  • Добиться большей демократичности и уменьшить любые ощущения диктаторства в сообществе;
  • Дать компетентным участникам инструменты для улучшения вики.

Процессы[править | править код]

Если на вики много администраторов, то могут понадобиться инструкции для их действий. Например, когда страница нуждается защите, а когда нет. Иногда может дойти до того, что понадобится письменно описанный процесс для решения вопроса о назначении или изъятии у кого-либо этих прав. Для этого может понадобиться повысить нескольких участников до бюрократов (маленькая группа наиболее доверенных участников), чтобы разделить работу по выдаче и изъятию прав администратора. На некоторых больших вики участники проводят голосование по выдаче прав администратора участнику, а изымаются права по решению комитета, расследующего потенциальное неправомерное поведение. Подобные процессы редко нужны в более маленьких сообществах.

Другие разрешения[править | править код]

Автопатрулируемые
Правки участников в этой группе автоматически отмечаются как патрулированные, поэтому администраторам не придётся отмечать их вручную. По умолчанию в эту группу могут вносить все администраторы, а не только бюрократы.
Боты
Боты — это аккаунты, используемые для выполнения автоматических задач и правки которых по умолчанию не отображаются на странице свежих правок. Их правки можно сделать видимыми, изменив соответствующие фильтры.
Сотрудники Gamepedia
Сотрудники Gamepedia — это группа только для сотрудников Curse и менеджеров вики.
Глобальные боты
Глобальные боты — это группа только для ботов сотрудников Curse и менеджеров вики. Схожа с обычной группой ботов, но имеющая разрешения Curse.
Проверяющие участников
Эту группу стоит выдавать только сотрудникам Gamepedia. Она позволяет просмотреть журналы IP-адресов указанного участника, чтобы проверить, обходит ли он блокировку или же использует несколько аккаунтов по другим причинам.
Редакторы виджетов
Данная группа добавлена из расширения виджетов. Она позволяет редактировать виджеты в одноимённом пространстве имён.

Смотрите также[править | править код]